Envionmental activities

Environmental protection expenditures

Environmental protection expenditures are periodic. Gas cleaning equipment and treatment facilities are repaired and modernized depending on the state of the equipment. Additionally, this work includes measures for the development of regulatory and licensing documentation, which depends on the legally approved validity of the documentation (five years in most cases).

Operating expenditures on environmental protection RUB mln
Investment expenditures on environmental protection RUB mln
Protection of water resources

The Group’s power plants annually take measures to increase the reuse of industrial water and reduce the volume of wastewater. For example, in order to reduce a power plant’s need for fresh water, the cooling tower at Omskskaya CHPP-5 (Cooling Tower No. 4) was rebuilt and upgraded. A clean surface transfer pump was installed at Omskskaya CHPP-3, which also made it possible to reduce the volume of water withdrawn. In an effort to minimize the negative impact of wastewater from the Omskskaya CHPP-3 to surface water bodies, a chamber was built to redirect wastewater from CHPP-3 to the collector of OJSC OmskVodokanal.

JSC Inter RAO – Electric Power Plants is decontaminating industrial drains at the wastewater discharge point into Lake Gusinoye (Gusinoozyorskaya TPP). A project is being continued (and will be completed in 2019) for the reconstruction of the process water supply, discharge, and outlet channels at the Kostromskaya TPP. Work continues on the construction of a wastewater treatment plant at the Cherepetskaya TPP and the design of the wastewater treatment unit at Outlet No. 3 of the Kostromskaya TPP. The Kaliningradskaya CHPP-2 has developed a correctional cooling tower using salt inhibitors taking into account the rejection of the use of low-efficiency reagents under the current conditions.

The Group’s heat network assets have managed to cut water consumption by reducing the feed to the heat network while decreasing heat network losses. In particular, LLC BashRTS-Sterlitamak reduced the heat network supply by 38,450 tons compared with 2017.

Water usage  mln cub. m.
Water disposal, mln cub. m.
Indicator 2016 2017 2018 Change vs. 2017, %
Wastewater disposal, including: 5,741.8 5,962,0 5,716.9 –4.1
Disposed to third-party companies 5.7  5.3 5.1 –3.8
Disposed to surface water bodies, including: 5,736.2 5,956.7 5,711.8 –4.1
standard-compliant clean 5,718.1 5,940.6 5,672.0 –4.5
treated to standard quality 2.7 3.0 4.0 33.3
insufficiently treated 6.8 3.7 3.1 –16.2
polluted untreated 8.6 9.4 32.7 247.9
Share of standard-compliant clean water in total water disposal, % 99.70 99.72 99.21 –0.5 p.p.
Solid waste

Due to the specifics of production, ash and slag waste makes up the bulk of the waste generated at the Group’s facilities. Given the lack of a developed permanent market for the use of ash and slag waste in Russia at this time, it is impossible to project how ash and slag waste (ASW) and other types of waste will be used. However, work is constantly underway to find a market for the sale of industrial waste.

Total mass of waste by type and treatment methods, tons
Indicator 2016 2017 2018 Change vs. 2017, %
Waste generation
class 1 16 14 19 35.7
class 2 12 12 20 66.7
class 3 1,469 1,760 1,518 –13.8
class 4 18,696 19,665 16,601 –15.6
class 5 4,223,615 4,220,977 3,980,553 –5.7
total 4,243,809 4,242,428 3,998,710 –5.7
including ash and slag 4,201,335 4,190,600 3,403,554 –18.8
Waste recycling
Placed at in-house storage facilities 4,090,097 4,089,622 3,856,798 –5.7
Ash and slag waste placed at in-house facilities 4,054,501 4,085,371 3,852,489 –5.7
Used 385,078 12,193 3,669 –69.9
Decontaminated 111 68 23 –66.2
Transferred to third parties 214,365 193,483 166,588 –13.9
including transferred ash and slag waste 177,559 152,293 132,950 –12.7

In accordance with legislative requirements, the Inter RAO Group develops draft standards for waste generation and disposal limits. Based on the degree of their environmental impact, ash and slag waste are classified as hazard class 5, which means they have a minimal impact on the environment.

The Kashirskaya TPP and Cherepetskaya TPP at JSC Inter RAO – Electric Power Plants contributed the most to the use of ASW in 2018 with 32,700 tons and 41,400 tons, respectively. ASW was transferred to third parties for use in the construction industry. In 2018, CHPP- (JSC TGC-11) organized the transfer of 24,900 tons and slag for use.

Part of the waste is reused at the facilities of PJSC Inter RAO.

The Gusinoozyorskaya and Kharanorskaya TPPs have established workshops to process scrap and waste containing unpolluted ferrous metals. In addition, soil obtained during dredging work on canals is reused. Before being used, the soil is stored in piles to dehydrate. The piles are then leveled and undergo artificial grassing. Mineral oil waste and cleaning rags are also recycled. Oil-contaminated sands are neutralized (burned) in boiler furnaces. At the Kharanorskaya TPP, supernatant petroleum products and sludge are used as fuel additives during the firing of frozen mud with fuel oil (technical specifications have been developed for use).

Silt from silt detention ponds at sewage treatment plants is used at the Kostromskaya TPP: the sediment is kept in ponds for two or three years and, in accordance with Sanitary Rules and Regulation 2.1.7. 573-96, is removed for use as dried sludge fertilizer (compost) for subsoil placement.

The Moldova TPP also actively recycles waste in its production cycle. Oily waste (sludge from mineral oil facilities, used motor oil, compressor oil, and industrial oil) are used as fuel (burned in boilers by mixing with fuel oil). Turbine oil is partially recycled into the cycle after treatment. Babbitt waste is melted down for the production of bearings. Used work clothes are used as rags. In 2018, more than 2,800 tons of construction waste were used for the recultivation of an inactive pit located near the enterprise.

At the Group’s power plants, certain types of waste are selectively collected and transferred for subsequent disposal.

Air protection
Gross greenhouse gas emissions tons
Emissions of significant types of pollutants to the atmosphere thousand tons

Overall, pollutant emissions decreased by 5.9% compared with 2017. Solid matter emissions increased by 0.6% in 2018. This situation mainly resulted from an increase in solid matter emissions at Kharanorskaya TPP due to the growing share of coal in the fuel balance and the transition to another type of coal compared with 2017. Despite the isolated cases, there has been a trend toward improved efficiency with fuel usage. In particular, the commissioning of the ZatonsCHPP helped to reduce specific fuel consumption for electricity supply at LLC Bashkir Generation Company by 5.5 g/kWh compared with last year.

It should also be noted that the Group’s companies are actively implementing projects to reduce pollutant emissions to the atmosphere. Specifically, projects to introduce low-toxic burners were completed on the ninth and tenth boilers at Ufimskaya CHPP-2 of LLC Bashkir Generation Company, which will reduce emissions of nitrogen oxides.

Projects to introduce new technologies

TGC-11 invested more than RUB 715 million in environmental protection in its region in 2018. The company retooled two electrostatic precipitators at CHPP-4 and CHPP-5 whose mechanical component uses a modernized system to shake out precipitation and corona elements and a more advanced gas distribution system that ensures the high efficiency of the gas cleaning process. Over the past five years, TGC-11 has upgraded nine electrostatic precipitators.

In 2018, TGC-11 was included in the list of ‘100 Best Organizations in Russia. Ecology and Environmental Management.’

A project to build wastewater treatment plants at the CHPP-5 joint venture won the category ‘For Achievements in the Protection of Surface and Groundwater.’ The new process cleaning circuit of the industrial wastewater treatment plants provides the ability to reuse treated water in the plant’s process water supply system. This should have a positive effect on protecting the open water bodies of the Omsk Region, including the Irtysh River. Modern, highly efficient equipment will ensure the reliability of mechanical, physical, and chemical treatment and the decontamination of treated wastewater during all stages of wastewater treatment.

At the Omskskaya CHPP-5 (JSC TGC-11), the electrostatic precipitator of Boiler Unit No. as retooled, while the electrostatic precipitator of Boiler Unit No. s replaced at the Omskskaya CHPP- 4, which reduced the amount of particulate matter emissions. In addition, pollutant emissions to the atmosphere at JSC TGC-11 declined due to the cleaning of the condenser of the engine emission level and a reduction in suction devices on the CHPP-3 boiler units.

As part of the government’s Ecology National Project, an action plan was approved to reduce pollutant emissions through improvements to gas cleaning equipment by replacing electrostatic precipitators with innovative hybrid filters. The issue of reducing pollutant emissions to the atmosphere was addressed in order to comply with Presidential Decree No. 204 dated May 7, 2018 (clause 7). The Ecology National Project was developed pursuant to the Decree (the project identification summary was approved by Minutes No. dated December 24, 2018 of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects under the President of the Russian Federation). The Ecology National Project includes the Clean Air federal project under which comprehensive action plans were drafted and approved to reduce pollutant emissions to the atmosphere in large industrial centers, including Omsk. A comprehensive action plan to improve the environmental situation and reduce pollutant emissions to the atmosphere in Omsk was approved by the Deputy Prime Minister of the Russian Federation ( No. 3p-P6 dated December 28, 2018).

Biodiversity

In 2018, work was carried out to assess the effectiveness of fish protection systems at the Permskaya and Iriklinskaya TPPs, and new fish protection nets were installed at LLC BashRTS-Sterlitamak. From 2019, fry will be released based on the updated calculations.

Permskaya TPP

The Permskaya TPP has been raising sterlet at its own fish reproduction workshop since 2003. Since this time, power industry workers have released more than 5 million fry into the rivers of the Kama region. Artificial reproduction is compensating and maintaining the balance of the natural population of this valuable sturgeon species, which is included in the Red Book of the Perm Territory. Experts from the Perm Department of the State Research Institute of Lake and River Fisheries as well as supervisory agencies have noted an increase in the population of the Kama sterlet in the places where they have been released.

In 2018, employees from the Permskaya TPP released 400,000 young sterlet into the rivers of the Kama region. The fish stocking took place in the Dobriansky, Usolsky, and Permsky Districts.

Iriklinskaya TPP

A total of 12,000 carp fry were released into the Iriklinskoe Reservoir.

Gusinoozyorskaya TPP

Fry are released annually in August in accordance with the plant’s agreement with the Gusinoozyorskoye fish farm (Baikal branch of the Main Fisheries Agency) on the artificial reproduction of aquatic biological resources.

About 60,000 carp fry were released through the discharge channel of the Gusinoozyorskaya TPP into Lake Gusinoye.

Kaliningrad Generation

The Primorskaya TPP is being built on the shore of the Kaliningrad Sea Canal, and fish stocking is designed to compensate for the potential negative impact on the aquatic environment.

In 2018, Kaliningrad Generation released 31,000 whitefish fry into the Curonian Lagoon.

Moldova TPP

Each year, the Moldova TPP funds monitoring of the ecological state of a local reservoir by research organization representatives. They collect and calculate the qualitative and quantitative features of larvae entering the plant’s water intakes and then give the appropriate recommendations. Based on these recommendations, the Cuciurgan Reservoir is stocked with the volume required to reduce the impact level and compensate for damage from the production activities of Moldova TPP. In spring 2018, 4,180,000 non-migratory fry were obtained at a hatchery at the plant. Of these, 3,680,000 were released into the reservoir as compensatory stocking. For experimental purposes, 500,000 fry were released into an enlarged wintering pond for rearing adult specimen and to determine their survival rate with the joint rearing of predatory and non-predatory fish species. In the fall, the fish were released into the reservoir in the presence of representatives of the Ministry of Agriculture and Natural Resources of the Pridnestrovian Moldavian Republic and the State Service for Ecological Control and Environmental Protection of the Pridnestrovian Moldavian Republic. The species consisted of pike perch, ram, bream, and carp. Thus, the fry released into the Kuchurgan Reservoir in 2018 will significantly replenish the small population of aquatic and plant-eating fish species, which will have a positive effect on the ecological situation in the reservoir.

Advanced training in nature conservation

In 2018, 18 specialists from JSC Inter RAO – Electric Power Generation took part in the 18th International Legal Seminar of Environmental Specialists, while one individual underwent a refresher course under the Environmental Management System Internal Auditor program.

Specialists from JSC TGC-11 underwent advanced training as part of the program ‘Ensuring Environmental Safety by Managers and Specialists of Environmental Services and Environmental Control Systems’ and took part in conferences and environmental forums in 2018.

At LLC BashRTS, eleven employees underwent environmental management training, with six of them trained in the course ‘Ensuring Environmental Safety during Hazardous Waste Management’ and three taking the ‘Ensuring Environmental Safety by Managers and Specialists of General Economic Control Systems’ course.

At JSC Omsk RTS, two specialists were trained in the courses ‘Ensuring Environmental Safety during Hazardous Waste Management’ and ‘Quality Control Issues of Various Types of Waters.’

At JSC Ekibastuzskaya TPP-2, one specialist took part in the 4th CARBON – KZ – 2018 International Forum: ‘System for Trading Greenhouse Gas Emissions in the Context of the International Low Carbon Development Initiative.’

Public awareness

The Group’s subsidiaries pay considerable attention to providing public awareness and interacting with the authorities on matters concerning environmental education and training.

At JSC Inter RAO – Electric Power Plants, in an effort to inform the public and public organizations about environmental issues, a number of branches organized the following measures in 2018:

  • disclosure of the results of environmental activities in 2017 at a press conference given by branch directors
  • disclosure of the results of environmental activities in quarterly press releases on the production activities of branches
  • tours of the enterprise for students at educational institutions and members of public organizations in the town of Dobryanka (February, May, September, and November)
  • coverage of the release of sterlet fry in the local print media (May)
  • an environmental campaign to collect used batteries among children at daycare centers in the Dobriansky District (January-April)
  • an environmental campaign to plant birch saplings at daycare centers in the Dobriansky District (May-June)
  • coverage of the environmental measures carried out by branches on corporate social media pages (throughout the year)

Природоохранная деятельность

Затраты на охрану окружающей среды

Затраты на охрану окружающей среды носят периодический характер. Проведение ремонтов и модернизации газоочистного оборудования и очистных сооружений проводится в зависимости от состояния оборудования. Дополнительно в эту работу включаются мероприятия по разработке нормативной и разрешительной документации, которые зависят от законодательно утверждённого срока действия документации (в большинстве случаев пять лет).

Затраты на охрану окружающей среды, Текущие расходы млн рублей
Затраты на охрану окружающей среды, Инвестиционные расходы млн рублей
Охрана водных ресурсов

На электростанциях Группы ежегодно проводятся мероприятия, направленные на увеличение доли повторного использования промышленных вод и снижение объёма сточных вод. К примеру, с целью снижения потребности электростанции в подпитке свежей водой выполнена реконструкция и модернизация градирни на Омской ТЭЦ-5 (градирня №4). На Омской ТЭЦ-3 установлен насос перекачки условно чистых стоков, что также позволило снизить объём забираемой воды. С целью минимизации негативного воздействия сточных вод Омской ТЭЦ-3 на поверхностные водные объекты проведено строительство камеры для перенаправления сточных вод ТЭЦ-3 в коллектор ОАО «ОмскВодоканал».

В АО «Интер РАО – Электрогенерация» производится обеззараживание промливневых стоков на выпуске сточных вод в озеро Гусиное (Гусиноозёрская ГРЭС). Продолжается реализация проекта (завершение в 2019 году) по реконструкции подводящего, сбросных и отводящего каналов технического водоснабжения на Костромской ГРЭС. Продолжаются работы по строительству очистных сооружений Черепетской ГРЭС и проектирование очистки стоков выпуска №3 Костромской ГРЭС. На Калининградской ТЭЦ-2 выполнена разработка коррекционного режима градирен с применением ингибиторов солеотложений с учётом отказа от использования низкоэффективных в текущих условиях реагентов.

В теплосетевых активах Группы снижение потребления воды достигается за счёт уменьшения подпитки тепловой сети при сокращении потерь в тепловой сети. Так, в ООО «БашРТС-Стерлитамак» достигнуто снижение подпитки тепловой сети по сравнению с 2017 годом на 38,45 тыс. тонн.

Водопользование, млн куб. м
Водоотведение, млн куб. м
Показатель 2016 2017 2018 Изменение к 2017 году, %
Отведение сточных вод, в том числе: 5 741,8 5 962,0 5716,9 –4,1
Отведено сторонним организациям 5,7 5,3 5,1 –3,8
Отведено в поверхностные водные объекты, в том числе: 5 736,2 5 956,7 5711,8 –4,1
нормативно-чистые 5 718,1 5 940,6 5672,0 –4,5
нормативно очищенные 2,7 3,0 4,0 33,3
недостаточно очищенные 6,8 3,7 3,1 –16,2
загрязнённые без очистки 8,6 9,4 32,7 247,9
Доля нормативно-чистых вод в общем объёме водоотведения, % 99,70 99,72 99,21 –0,5 п.п.
Твёрдые отходы

В силу специфики производства основной объём образующихся на объектах Группы отходов составляют золошлаковые отходы. В связи с отсутствием в настоящее время в России развитого постоянного рынка использования золошлаковых и иных отходов спрогнозировать динамику использования золо шлаковых материалов (ЗШО) и иных видов отходов не представляется возможным. Вместе с тем постоянно ведётся работа по поиску рынка сбыта отходов производства.

Общая масса отходов с разбивкой по видам и методам обращения, тонн
Показатель 2016 2017 2018 Изменение к 2017 году, %
Образование отходов
1 класс 16 14 19 35,7
2 класс 12 12 20 66,7
3 класс 1 469 1 760 1 518 –13,8
4 класс 18 696 19 665 16 601 –15,6
5 класс 4 223 615 4 220 977 3 980 553 –5,7
всего 4 243 809 4 242 428 3 998 710 –5,7
в том числе золошлаки 4 201 335 4 190 600 3 403 554 –18,8
Утилизация отходов
Размещено на собственных объектах хранения 4 090 097 4 089 622 3 856 798 –5,7
Размещено золошлаковых отходов на собственных объектах 4 054 501 4 085 371 3 852 489 –5,7
Использовано 385 078 12 193 3 669 –69,9
Обезврежено 111 68 23 –66,2
Передано сторонним организациям 214 365 193 483 166 588 –13,9
в том числе передано золошлаковых отходов 177 559 152 293 132 950 –12,7

В соответствии с требованиями законодательства Группа «Интер РАО» разрабатывает проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение. По степени воздействия на окружающую среду золошлаковые отходы относят к 5 классу опасности, что означает минимальное воздействие на окружающую среду.

Основной вклад в использование золошлаковых отходов в 2018 году по АО «Интер РАО – Электрогенерация» внесён филиалом Каширской ГРЭС – 32,7 тыс. тонн и Черепетской ГРЭС – 41,4 тыс. тонн. ЗШО были переданы сторонним организациям для использования в строительной отрасли. На электростанции ТЭЦ-4 (АО «ТГК-11») в 2018 году организована передача золошлаковых отходов для использования в количестве 24,9 тыс. тонн.

На объектах ПАО «Интер РАО» часть отходов используется повторно.

На Гусиноозёрской и Харанорской ГРЭС созданы цеха по переработке лома и отходов, содержащих незагрязнённые черные металлы. Также повторно используется грунт, образовавшийся при проведении дноуглубительных работ на каналах. Перед использованием грунт складируется в бурты для обезвоживания. В дальнейшем бурты разравниваются и подлежат искусственному залужению. Повторно используются и отходы минеральных масел, обтирочный материал. Песок, загрязнённый маслами, обезвреживается (сжигается) в топках котлоагрегатов. На Харанорской ГРЭС в качестве добавки к топливу при растопке колов мазутом используются всплывшие нефтепродукты и шлам (разработаны технические условия (ТУ) для использования).

На Костромской ГРЭС используется ил с иловых карт очистных сооружений: осадок выдерживается на картах два-три года и в соответствии с СанПиН 2.1.7.573-96, вывозится для использования в виде удобрения сухого осадка (компоста) под глубокую запашку.

Также повторное использование отходов в производственном цикле активно практикуется на Молдавской ГРЭС. Нефтесодержащие отходы (шлам маслохозяйства, отработанные моторные, компрессорные, индустриальные масла) используются как топливо (сжигание в котлах путём перемешивания с мазутом). Частично возвращаются в цикл отработанные турбинные масла после очистки. Отходы баббита переплавляются для изготовления подшипников. В качестве ветоши используется изношенная рабочая одежда. В 2018 году более 2,8тыс. тонн отходов от строительных работ использованы для рекультивации недействующего котлована, находящегося на территории предприятия.

На электростанциях Группы организован селективный сбор отдельных видов отходов с передачей для последующей утилизации.

Охрана атмосферы
Валовые выбросы парниковых газов, тонн
Объём выбросов в атмосферу значимых видов загрязняющих веществ,тыс. тонн

В целом уровень выбросов загрязняющих веществ снизился на 5,9% по сравнению с 2017 годом. Уровень выбросов твёрдых веществ в 2018 году возрос на 0,5%. Сложившаяся ситуация в основном определяется ростом выбросов твёрдых веществ на Харанорской ГРЭС в связи с увеличением доли угля в топливном балансе и переходом на другой вид угля по сравнению с 2017 годом. Несмотря на локальные случаи, в целом наблюдается динамика повышения эффективности использования топлива. Так, ввод в эксплуатацию Затонской ТЭЦ дал снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии относительно прошлого года по ООО «БГК» на 5,5 г / кВт • ч.

Также следует обратить внимание, что в компаниях Группы активно реализуются проекты, направленные на снижение объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так, в ООО «БГК» на девятом и десятом котлах Уфимской ТЭЦ-2 завершены проекты внедрения малотоксичных горелок, что позволит снизить уровень выбросов оксидов азота.

Проекты внедрения новых технологий

В 2018 году АО «ТГК-11» инвестировало более 715 млн рублей на охрану окружающей среды региона. Проведено техническое перевооружение двух электрофильтров на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, в механической части которых применяются модернизированная система встряхивания осадительных и коронирующих элементов и более совершенная система газораспределения, обеспечивающая высокую эффективность очистки технологических газов. За последние пять лет ТГК-11 выполнила модернизацию девяти электрофильтров.

В 2018 году компания «ТГК-11» включена в список «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент».

Проект по строительству очистных сооружений на СП «ТЭЦ-5» победил в номинации «За достижения в сфере охраны поверхностных и подземных вод». Новая технологическая схема очистки промливневых сточных вод очистных сооружений предусматривает возможность повторного использования очищенной воды в системе технического водоснабжения станции. Это должно положительно отразиться на сохранении открытых водоёмов Омской области, в том числе реки Иртыш. На всех стадиях очистки стоков современное высокоэффективное оборудование обеспечит надёжность механической, физико-химической очистки и обеззараживание очищенных стоков.

На Омской ТЭЦ-5 (АО «ТГК-11») выполнено техническое перевооружение электрофильтра котлоагрегата №1, также на Омской ТЭЦ-4 выполнена замена электрофильтра котлоагрегата №9 по СП «ТЭЦ-4», что позволило снизить объём выбросов твёрдых частиц. Также динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по АО «ТГК-11» обусловлена проведением очистки конденсатора УВД и снижением присосов на котлоагрегатах ТЭЦ-3.

В рамках Государственного национального проекта «Экология» утверждён план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ за счёт совершенствования установленного газоочистного оборудования с заменой электрофильтров на инновационные гибридные фильтры. Вопрос снижения объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу прорабатывался в целях соблюдения указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 (п. 7). Во исполнение Указа был разработан национальный проект «Экология» (паспорт проекта утверждён протоколом от 24 декабря 2018 года №16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам). В состав национального проекта «Экология» входит федеральный проект «Чистый воздух», в рамках которого разработаны и утверждены комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая г. Омск. Комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Омске утверждён Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (от 28 декабря 2018 года №11013п-П6)

Биоразнообразие

В 2018 году проведены работы по оценке эффективности рыбозащитных устройств Пермской и Ириклинской ГРЭС, в ООО «БашРТС (Стерлитамак)» проведена установка новых рыбозащитных сеток. С 2019 года выпуск молоди будет осуществляться на основании актуализированных расчётов.

Пермская ГРЭС

Пермская ГРЭС занимается выращиванием стерляди в собственном цехе по воспроизводству рыбы с 2003 года. За это время в реки Прикамья энергетиками было выпущено более 5 млн мальков. Благодаря искусственному воспроизводству компенсируется и поддерживается баланс естественной популяции этого ценного вида осетровых, занесённого в Красную книгу Пермского края. Специалисты Пермского отделения государственного НИИ озёрного и речного рыбного хозяйства, а также надзорных ведомств отмечают рост популяции камской стерляди в местах её выпуска.

В 2018 году сотрудники Пермской ГРЭС выпустили в реки Прикамья 400 тыс. мальков стерляди. Зарыбление прошло в Добрянском, Усольском и Пермском районах.

Ириклинская ГРЭС

Осуществлён выпуск в Ириклинское водохранилище молоди сазана в количестве 12 тыс. шт.

Гусиноозёрская ГРЭС

В соответствии с договором станции с Гусиноозёрским рыборазводным хозяйством (байкальский филиал «Главрыбвода») по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов запуск мальков ежегодно производится в августе.

Около 60 тыс. мальков сазана было выпущено через сбросной канал Гусиноозёрской ГРЭС в озеро Гусиное.

«Калининградская генерация»

Приморская ТЭС строится на берегу Калининградского морского канала, и зарыбление призвано компенсировать потенциально возможное негативное воздействие на водную среду.

В 2018 году «Калининградская генерация» в Куршский залив выпустила 31 тыс. мальков сига.

«Молдавская ГРЭС»

Ежегодно «Молдавская ГРЭС» финансирует мониторинг экологического состояния водоёма представителями научно-исследовательских организаций. Ими осуществляется сбор и подсчёт качественного и количественного состава личинки, попадающего в водозаборы станции, а также даются соответствующие рекомендации. На основании этих рекомендаций выполняется зарыбление Кучурганского водохранилища в объёмах, необходимых для снижения уровня воздействия и возмещения ущерба от производственной деятельности Молдавской ГРЭС. Весной 2018 года в инкубационном цеху на стационаре было получено 4 180 тыс. мальков туводных видов рыб. Из них 3 680 тыс. было выпущено в водоём в качестве компенсационного зарыбления. В экспериментальных целях 500 тыс. мальков выпустили в расширенный зимовальный пруд для выращивания взрослых особей и определения выживаемости при совместном выращивании хищных и мирных видов рыб. Осенью в присутствии представителей Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР и Государственной службы экологического контроля и охраны окружающей среды ПМР рыба была выпущена в водохранилище. Видовой состав состоял из судака, тарани, леща и карпа. Таким образом, молодь рыб, выпущенная в Кучурганское водохранилище в 2018 год, существенно пополнит малочисленные популяции туводных и растительноядных видов рыб, что положительно скажется на экологической обстановке водоёма.

Повышение квалификации в области природопользования

В 2018 году 18 специалистов АО «Интер РАО – Электрогенерация» приняли участие в XVIII Международном правовом семинаре специалистов в области экологии, а также один человек прошёл курс повышения квалификации по программе «Внутренний аудитор системы экологического менеджмента».

Специалисты АО «ТГК-11» в 2018 году прошли повышение квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля» и приняли участие в конференциях и природоохранных форумах.

В ООО «БашРТС» в общей сложности 11 работников прошли обучение по направлению природоохранной деятельности, из них 6 специалистов – по курсу «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» и 3 – по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».

В АО «Омск РТС» проведено обучение 2 специалистов по курсам «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» и «Вопросы контроля качества различных типов вод».

В АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» 1 специалист принял участие в IV Международном форуме «CARBON – KZ – 2018»: «Система торговли выбросами парниковых газов в контексте международной инициативы по низкоуглеродному развитию».

Информирование населения

В дочерних обществах Группы большое внимание уделяется информированию населения и взаимодействию с органами власти по вопросам экологического воспитания и образования.

В АО «Интер РАО-Электрогенерация» в 2018 году в целях информирования населения и общественных организаций по вопросам охраны окружающей среды рядом филиалов были организованы следующие мероприятия:

  • раскрытие результатов природоохранной деятельности за 2017 год в рамках пресс-конференции Директоров филиалов с журналистами;
  • раскрытие результатов природоохранной деятельности в рамках квартальных пресс-релизов о производственной деятельности филиалов;
  • экскурсии для учащихся образовательных учреждений и членов общественных организаций г. Добрянка на предприятие (февраль, май, сентябрь, ноябрь);
  • освещение мероприятий по выпуску малька стерляди в местных печатных СМИ (май);
  • экологическая акция по сбору отработанных батареек среди воспитанников детских садов Добрянского района (январь – апрель);
  • экологическая акция по высадке саженцев берёзы на территории детских садов Добрянского района (май – июнь);
  • освещение природоохранной деятельности филиалов на корпоративных страницах в социальных сетях (в течение года).