Generation in the Russian Federation

Generation in the Russian Federation includes two segments: ‘Electric Power Generation in the Russian Federation’ and ‘Thermal Power Generation in the Russian Federation’.

‘Electric Power Generation in the Russian Federation’ segment

The segment is managed by JSC Inter RAO – Electric Power Plants, which runs 21 major power plants in Russia with total installed capacity of 22.9 GW. The power plants use different types of fuel (gas, coal, and fuel oil), which makes it possible to optimally utilize the advantages of each type depending on the geographical location and the economic situation in the region. Fuel diversification also reduces the risk of a decline in power generation in the event of disruptions to fuel supplies.

Generating assets are distributed throughout the Russian Federation and, consequently, have a lower degree of sensitivity to macroeconomic changes in the regions where they operate. The synergistic effects generated from the use of different types of fuel and the optimal geographical distribution of assets lends additional stability to the Company’s business model.

The CDA program has made it possible to renovate outdated facilities, remove inefficient equipment, and introduce modern equipment with a low fuel component. At present, the average specific fuel consumptionSpecific fuel consumption for busbar output. for electricity supply does not exceed 300 grams of fuel equivalent per kWh.

The Mayakovskaya and Talakhovskaya TPPs with total capacity of 316 MW as well as two units of the Pregolskaya TPP with capacity of 227 MW were commissioned in the Kaliningrad Region in 2018.

LLC Kaliningrad Generation

A subsidiary of JSC ROSNEFTEGAZ with a minority stake held by PJSC Inter RAO, whose assets are leased from a subsidiary of PJSC Inter RAO, was established for the construction of power plants in the Kaliningrad Region. The company’s assets include the Mayakovskaya TPP (Gusev), Talakhovskaya TPP (Sovetsk), Pregolskaya TPP (Kaliningrad), and Primorskaya TPP (Svetlovsk urban district).

LAUNCH OF THE MAYAKOVSKAYA AND TALAKHOVSKAYA TPPS

In 2018, the Mayakovskaya and Talakhovskaya TPPs were commissioned with total capacity of 316 MW. The power plants were built as part of a project to ensure the energy security of the Kaliningrad Region, which is being implemented based on instructions from Russian President Vladimir Putin and in accordance with a directive of the Russian government. Under the project, four power plants with total installed capacity of 1 GW will be built in the region by 2021. The main equipment of the plants is 100% Russian-made. The Mayakovskaya and Talakhovskaya TPPs are designed to handle peak loads in the energy system of the Kaliningrad Region.

List of key assetsDetailed descriptions of the assets are available on the website.
  1. Verkhnetagilskaya TPP
  2. Gusinoozyorskaya TPP
  3. Dzhubginskaya TPP
  4. Ivanovskiye CCGT
  5. Iriklinskaya TPP
  6. Kaliningradskaya CHPP-2
  7. Kaliningrad Generation
    • Pregolskaya TPP
    • Mayakovskaya TPP
    • Talakhovskaya TPP
  8. Kashirskaya TPP
  9. Kostromskaya TPP
  10. Permskaya TPP
  11. Pechorskaya TPP
  12. Northwest CHPP
  13. Sochinskaya TPP
  14. Urengoyskaya TPP
  15. Kharanorskaya TPP
  16. Cherepetskaya TPP
  17. Yuzhnouralskaya TPP
  18. Yuzhnouralskaya TPP-2
  19. Nizhnevartovskaya TPP

The Pregolskaya TPP is being built on a territory adjacent to the Kaliningradskaya CHPP-2. The design includes four combined-cycle plants with unit capacity of 114 MW for each power unit. The new sources of capacity consisting of four combined-cycle power units with total capacity of 456 MW will ensure the energy security of the Kaliningrad Region and make its energy system more maneuverable. All the core equipment of the plant was produced by Russian enterprises: 6F.03 gas turbines were delivered by Russian Gas Turbines (Rybinsk, Yaroslavl Region), the generators for them were supplied by the Novosibirsk Scientific and Production Association ELSIB, the steam turbines came from the Power Machines plant in Kaluga, and Podolsk Engineering Plant manufactured the waste heat boilers.

‘Thermal Power Generation in the Russian Federation’ segment

The segment is comprised of three major heat generating companies with total installed electric power capacity of 6.52 GW and installed thermal power capacity of 19,437 Gcal/h. The segment also includes three heating networks with total length of 2,449 km.

List of key assets
  1. JSC TGC-11
    • JSC Omsk RTS
  2. JSC Tomsk Generation
    • JSC Tomsk RTS
  3. Bashkir Generation Company Group
    • LLC BashRTS
JSC TGC-11

JSC TGC-11 is one of the largest heat generating companies in Siberia. The company’s power facilities have installed electric power capacity of 1,565.2 MW, which accounts for more than 97% of the total installed capacity in the operating area of the Omsk Regional Dispatch Office of JSC System Operator of the Unified Energy System (1,601.2 MW as of January 1, 2019)Source. Electricity generation by JSC TGC-11 plants in 2018 amounted to more than 96% of the total output in the operating area of the Omsk Regional Dispatch Office (6.424 bln kWh of 6.626 bln kWh). The power facilities of JSC TGC-11 have installed thermal capacity of 3,669.24 Gcal/h. JSC TGC-11 manages: CHPP-3, CHPP-4, CHPP-5, JSC Omsk RTS (subsidiary), EC-2, Kirovsky District Boiler House, Heat Networks, Thermal Inspectorate and Energy Audit, and Teploenergosbyt.

The company uses various types of fuel (gas, coal, and fuel oil), which ensures the reliable operation of generating equipment and minimizes logistical risks.

As part of the CDA program at Omskskaya CHPP-3, the boiler equipment was modernized and a new PGU-90 and a new gas turbine with capacity of 120 MW were commissioned. The Omskskaya CHPP-5 wrapped up modernization work on its turbine units. The large-scale CDA program enabled JSC TGC-11 to join the list of ‘100 Best Organizations of Russia’ in the category of ‘Ecology and Environmental Management’ in 2018.

JSC Omsk RTS

JSC Omsk Heat Distribution Networks (Omsk RTS) unites the heating grid and heat supply business as well as heat generation from boiler sources in Omsk. The company includes the joint venture Heat Networks (Heat Networks JV), Teploenergosbyt JV, Heat Inspectorate and Energy Audit JV, CHPP-2 JV, and Kirov Regional Boiler House JV.

JSC Omsk RTS exclusively serves the main district heating network. The length of its heating networks is 267 km.

JSC Tomsk Generation

JSC Tomsk Generation produces electric and thermal power. The company unites the generating capacity of the city of Tomsk. Using its own sources (TPP-2, CHPP-3, and CHPP-1), the company provides Tomsk with 96% of its thermal power and handles 23% of the electric power needs of the Tomsk Region. The company’s plants have installed electric power capacity of 485.7 MW and installed thermal power capacity of 2,390.5 Gcal/h.

JSC Tomsk RTS

JSC Tomsk RTS is a subsidiary of JSC Tomsk Generation. JSC Tomsk RTS includes: the Heat Networks JV, Teploenergosbyt JV, and Thermal Inspectorate and Energy Audit JV.

The Thermal Networks joint venture transmits thermal power from thermal power plants and state district power plants and is responsible for the operation of main and intra-district thermal power networks.

To provide Tomsk subscribers with hot water, JSC Tomsk RTS signed an agreement with LLC Tomskvodokanal to provide cold water for the city’s hot water supply needs via a closed system. Cold water is supplied to central heating points and local sources, where it is heated by boilers. JSC Tomsk RTS purchases about 2.8 million cubic meters of cold water per year for these purposes.

JSC Tomsk RTS purchases thermal power as hot water and coolant from JSC Tomsk Generation – the sources of heat supply are the Tomsk TPP and CHPP. JSC Tomsk Generation treats the water to be fed to hot water supply networks. The total length of its heating networks is 638 km.

LLC Bashkir Generation Company

LLC Bashkir Generation Company (BGC) manages generating assets in the Republic of Bashkortostan and coordinates the work of LLC Bash RTS. The company unites 19 large and small power plants that are located throughout Bashkortostan and provide energy to residents of the republic and neighboring regions. The company’s generating assets include one thermal power plant, ten combined heat and power plants, seven hydroelectric power plants (including five small micro-hydroelectric power plants), and one wind power plants.

The installed thermal power capacity of LLC BGC and LLC Bash RTS accounted for more than 95%Source of the total capacity of heat supply sources in the Republic of Bashkortostan (12,245.0 Gcal/h of 12,570.9 Gcal/h) as of the end of 2018.

LLC BGC devotes considerable attention to environmental issues: it has implemented a number of projects to reduce the volume of wastewater generation, water consumption, and pollutant emissions to the atmosphere. Sludge dewatering equipment installed by the company with mechanical purification of natural waters helps to minimize the negative environmental impact since sludge water disposal facilities have been eliminated. The dehydrated sludge is used when leveling the urban landscape. Automated emission control has been installed at a number of plants.

According to SO UESSource, power plants in the operating area of the Bashkir Regional Dispatch Office generated 24.45 billion kWh of electricity in 2018, of which 18.86 billion kWh (more than 77%) was generated at the generating facilities of LLC BGC. The operating area of the Bashkir Regional Dispatch Office has generating facilities with installed electrical capacity of 5,581 MW, of which 4,445 MW (approximately 80%) belong to the power plants of LLC BGC.

Small generating facilities managed by LLC BGC
CHPP Facility Turbines Installed electric power capacity, MW Installed thermal power capacity, Gcal/h
Ufimskaya CHPP-1 Tyupkilda Wind Power Plant 3 ЕТ-550
Total
0.55
1.65
Mechetlinskaya Small Hydroelectric Power Plant 2 PR20/1-G-100
1 PR20/1-G-5
Total
0.2
0.045
0.445
Sterlitamakskaya CHPP Slakskaya Small Hydroelectric Power Plant 2 PR20/1-G-35
1 PR20/1-G-25
Total
0.045
0.022
0.1
Novo-Sterlitamakskaya CHPP Avzyanskaya Small Hydroelectric Power Plant PR20-G-60 0.09
Uzyanskaya Small Hydroelectric Power Plant PR-50 0.055
Kaga Small Hydroelectric Power Plant PR20-G-60 0.09
Zauralskaya CHPP Turbine set 7 JMS 620
Total
2.49
17.43
2.2
15.4
LLC BashRTS

LLC BashRTS is a subsidiary of LLC Bash RTS and provides heat to eight cities of Bashkortostan: Ufa, Blagoveshchensk, Sterlitamak, Salavat, Ishimbay, Sibay, Neftekamsk, and Agidel, and is the main guaranteed supplier of thermal power in the republic with some 1.7 million consumers. In order to support the administrative management of the heating network areas and boiler shops scattered throughout the republic, LLC BashRTS has established Ufa Production Office and two branches: BashRTS-Sterlitamak and BashRTS-Neftekamsk.

LLC BashRTS serves 26 boiler houses, 305 central heating points, and 21 pumping stations. The total length of heating networks is 1,544 km. LLC BashRTS has total installed electric and thermal power capacity of 24 MW and 3,587 Gcal/h, respectively.

Small generating facilities managed by LLC BashRTS
CHPP Facility Turbines Installed electric power capacity, MW Installed thermal power capacity, Gcal/h
Shaksha CCGT GTU GTE-10/95 BM 8.0 6.88
Ishimbay CCGT GTU GTE-10/95 8.0 6.88
Agidel CCGT GTU 1 URAL-4000
2 URAL-400
4.0
4.0
3.44
3.44
Use of co-generation technology

Co-generation is the joint generation of electrical and thermal power in a single device. Co-generation facilities include CHP plants with heat and power turbines, TPP/CHP plants with combined-cycle gas turbines as well as gas turbines operating in a closed cycle. Co-generation technology allows for releasing both electrical and thermal power to the consumer. An increase in the supply of thermal power from the unit increases its efficiency factor and reduces fuel consumption for energy generation and, consequently, emissions of harmful substances into the atmosphere. The effect from the use of co-generation primarily depends on whether consumers have thermal power, so energy facilities with co-generation energy production are located in large cities.

Energy facilitiesPower facilities with co-generation include facilities with100% extraction turbines, CCGT, and GTU operating in a closed cycle that supply thermal power to consumers. operating with a co-generation cycle are located in almost all the regions of the Inter RAO Group. In 2018, these plants generated 14.166 billion kWh of electric power and 32,220,000 Gcal of thermal power in co-generation mode.

The largest CHPP (and, consequently, the facility at which co-generation technology is used) within the Inter RAO Group is Omskskaya CHPP-5 of TGC-11. The main consumers of this power facility are people living in the central part of Omsk. As of the end of 2018, this power facility had installed electric power capacity of 735 MW and thermal power capacity of 1,763 Gcal/h. Heat and power generation turbines are used to generate heat and electricity, including one of the most powerful ones used in the country – the T-185/220-130. In 2018, this energy facility provided consumers with 3,584,560 Gcal of thermal power. Almost 1.948 billion kWh of electric power were generated in co-generation mode and accounted for 61% of the electric power generated by the power plant.

LAUNCH OF THE ZATONSKAYA CHPP

In 2018, a large-scale project for the construction of the new high-efficiency Zatonskaya CHP plant was completed as part of the CDA program. The plant is designed to provide thermal power to a newly built micro-district in Ufa. Two new units with GTE-160 and T-60/73-7.8/0.04 gas and steam turbines are able to provide consumers with heat in the amount of 300 Gcal/h. The specific consumption of equivalent fuel for the electricity supplied amounted to 256.5 g/kWh. The commissioning of this plant marks the continuation of the Inter RAO Group’s planned work to improve the efficiency of generating facilities.

CO-GENERATION

Repair activities

The repair programs for the production assets of the Inter RAO Group for 2018 were compiled based on the technical repair needs of fixed production assets and took into account:

  • the technical condition of equipment, buildings, and structures
  • the need to ensure the reliable and safe operation of power facilities
  • the existence of cost-effective repair effects

In 2018, actual repair costs at Russian generating and heating grid subsidiaries amounted to RUB 14.468 billion – 99.7% of the planned targets ​​(RUB 14.513 billion). A total of 17 major and mid-level repairs of powerunits units were carried out on the main equipment of the Russian generating subsidiaries of the Inter RAO Group in addition to repairs on 22 turbine generators and 22 energy boilers. All the assets of the Inter RAO Group successfully completed the repair campaign in 2018.

Generating capacity modernization program

The CDA-1 program, which made it possible to commission roughly 30 GW of new capacity at thermal power plants (including 6.1 GW at new units of the Inter RAO Group’s plants), was basically completed in 2019 and resulted in the upgrading of roughly 15% of the total installed power generation capacity in Russia. Funding for the CDA-1 program is estimated at RUB 1.3 trillion. Nevertheless, despite the significant amount of capital investments, the commissioning of CDA units helped to halt the aging of TPP facilities in the industry as a whole, but did not drastically upgrade the production capacity in the sector. According to various estimates, more than 50 GW of TPPs need to be upgraded or decommissioned by 2035 (about 30% of the total installed capacity of TPPs). Moreover, in the absence of modernization measures, a number of energy systems of the UES of the Russian Federation may experience a shortage of electricity in 2022-2024.

Based on forecasts, the Russian Ministry of Energy proposed a mechanism for selecting projects to modernize the generating facilities of thermal power plants (the CDA-2 or CDA-Modernization Program) with the commissioning of 41 GW (39 GW excluding the Far East) by 2031 and with capital investments capped at RUB 1.45 trillion (in 2021 prices). If a project is selected under this program, the generating company receives a guaranteed return on investment within 16 years taking into account the base rate of return of 14%.

The modernization projects will be selected based on competitions that should be held annually. The first selection of modernization projects is scheduled in March-April 2019 for three years all at once: 2022, 2023, and 2024. The main generating equipment allowed for selection includes turbines, boilers, and generators if their service life has expired, but had a high load in the previous two years. Following modernization, the thermal power plant will have to work on the market for at least 15 years.

The CDA-2 program is essentially launching a new investment cycle in the generating sector of the electric power industry with a volume of utilized capacity and investment that is comparable with that of the CDA-1 program. Moreover, taking into account the requirements for the high degree of localization of the equipment that may be involved in the CDA-2 program, the Russian power engineering industry will be given a significant impetus to develop the production of modern equipment, including high-power gas turbines.

The Inter RAO Group intends to be involved in selections for the modernization of thermal power plants with the highest possible positive economic effect from the implementation of modernization measures. Participation in the CDA-2 program will substantially upgrade the existing equipment of thermal power plants and enhance its efficiency. The total volume of the Inter RAO Group’s participation in modernization may amount to about a quarter of the total installed capacity in the Russian Federation.

Генерация в Российской Федерации

Генерация в Российской Федерации включает два сегмента: «Электрогенерация в РФ» и «Теплогенерация в РФ».

Сегмент «Электрогенерация в РФ»

Сегмент управляется АО «Интер РАО – Электрогенерация», которое объединяет 21 крупнейшую электростанцию России, суммарной установленной мощностью 22,9 ГВт. Электростанции используют различные виды топлива (газовое, угольное и мазутное), что позволяет оптимальным образом использовать преимущества каждого вида в зависимости от географического положения и экономической ситуации в регионе. Топливная диверсификация также позволяет снизить риски падения выработки электроэнергии в случае перебоев с поставками топлива.

Генерирующие активы распределены по территории Российской Федерации и, как следствие, обладают меньшей степенью чувствительности к макроэкономическим изменениям в регионах присутствия. Наличие синергетических эффектов, возникающих за счёт использования различных видов топлива и оптимального географического распределения активов, придаёт бизнес-модели Компании дополнительную устойчивость.

Реализация программы ДПМ позволила обновить устаревшие мощности, вывести неэффективное оборудование, внедрить современное оборудование с низкой топливной составляющей. На сегодняшний день средний удельный расход топлива на отпуск электроэнергииУдельный расход топлива на отпуск с шин. не превышает 300 г у.т. / кВт • ч. Удельный расход топлива на отпуск с шин.

В 2018 году в Калининградской области введены в эксплуатацию Маяковская и Талаховская ТЭС суммарной мощностью 316 МВт, а также два блока Прегольской ТЭС мощностью 227 МВт.

ООО «Калининградская генерация»

Дочернее общество АО «РОСНЕФТЕГАЗ» с миноритарной долей участия ПАО «Интер РАО», активы которого находятся в аренде у дочернего общества ПАО «Интер РАО», было создано для строительства электростанций в Калининградской области. В актив компании входят Маяковская ТЭС (г. Гусев), Талаховская ТЭС (г. Советск), Прегольская ТЭС (г. Калининград) и Приморская ТЭС (Светловский городской округ).

Ввод Маяковской Талаховской ТЭС

В 2018 году введены в эксплуатацию Маяковская и Талаховская ТЭС суммарной мощностью 316 МВт. Электростанции построены в рамках проекта по обеспечению энергобезопасности Калининградской области, который реализуется по поручению Президента Российской Федерации и в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации. По проекту до 2021 года в регионе будут построены четыре электростанции суммарной установленной мощностью 1 ГВт. Основное оборудование станций на 100% российского производства. Маяковская и Талаховская ТЭС предназначены для покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме Калининградской области.

Перечень ключевых активовДетализированные описания активов приведены на сайте.
  1. Верхнетагильская ГРЭC
  2. Гусиноозёрская ГРЭС
  3. Джубгинская ТЭС
  4. Ивановские ПГУ
  5. Ириклинская ГРЭС
  6. Калининградская ТЭЦ-2
  7. Калининградская генерация
    • Прегольская ТЭС
    • Маяковская ТЭС
    • Талаховская ТЭС
  8. Каширская ГРЭС
  9. Костромская ГРЭС
  10. Пермская ГРЭС
  11. Печорская ГРЭС
  12. Северо-Западная ТЭЦ
  13. Сочинская ТЭС
  14. Уренгойская ГРЭС
  15. Харанорская ГРЭС
  16. Черепетская ГРЭС
  17. Южноуральская ГРЭС
  18. Южноуральская ГРЭС-2
  19. АО «Нижневартовская ГРЭС»

Строительство Прегольской ТЭС ведётся на территории, прилегающей к Калининградской ТЭЦ-2. Проект включает в себя четыре парогазовые установки единичной мощностью каждого энергоблока 114 МВт. Новые источники мощности в составе четырёх парогазовых энергоблоков общей мощностью 456 МВт обеспечат энергобезопасность Калининградской области и сделают её энергосистему более манёвренной. Всё основное оборудование станции произведено отечественными предприятиями: газовые турбины 6F.03 поставила компания «Русские газовые турбины» (г. Рыбинск Ярославской области), генераторы к ним – Новосибирское научно-производственное объединение «ЭЛСИБ» (НПО «ЭЛСИБ»), паровые турбины прибыли из Калуги с завода «Силовые машины», Подольский машиностроительный завод изготовил котлы-утилизаторы.

Сегмент «Теплогенерация в РФ»

В состав Сегмента входят три крупные теплогенерирующие компании суммарной установленной электрической мощностью 6,52 ГВт и установленной тепловой мощностью (ОИБП) 19 437 Гкал/ч Также в Сегмент входят три тепловые сети общей протяжённостью 2 449 км.

Перечень ключевых активов
  1. АО «ТГК-11»
    • АО «ОмскРТС»
  2. АО «Томская генерация»
    • АО «ТомскРТС»
  3. Группа «Башкирская генерирующая компания»
    • ООО «БашРТС»
АО «ТГК-11»

АО «ТГК-11» является одной из крупнейших теплогенерирующих компаний Сибири. Установленная электрическая мощность энергообъектов – 1 565,2 МВт, что составляет более 97% от общей установленной мощности в операционной зоне филиала АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС») Омское РДУ (1 601,2 МВт по данным на 1 января 2019 года)Источник Доля выработки электроэнергии станциями АО «ТГК-11» за 2018 год составила более 96% от общей суммарной выработки операционной зоны Омского РДУ (6 424 млн кВт • ч от 6 625,51 млн кВт • ч). Установленная тепловая мощность энергообъектов АО «ТГК-11» – 3 669,24 Гкал/ч. Под управлением АО «ТГК-11» находятся: ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, АО «ОмскРТС» (дочернее общество), ЭЦ-2, Кировская районная котельная, «Тепловые сети», «Тепловая инспекция и энергоуадит», «Теплоэнергосбыт».

Компания использует различные виды топлива (газовое, угольное и мазутное), что обеспечивает надёжную работу генерирующего оборудования и минимизирует логистические риски.

В рамках программы ДПМ на Омской ТЭЦ-3 проведена модернизация котлового оборудования и введена в эксплуатацию новая ПГУ-90 и новая газовая турбина мощностью 120 МВт. На Омской ТЭЦ-5 завершены работы по модернизации турбоагрегатов. Масштабная программа ДПМ позволила АО «ТГК-11» в 2018 году войти в список «100 лучших организаций России» в номинации «Экология и экологический менеджмент».

АО «Омск РТС»

Компания АО «Омские распределительные тепловые сети» объединяет теплосетевой и теплосбытовой бизнес, а также выработку тепловой энергии в Омске котельными источниками. В состав предприятия входят совместное предприятие «Тепловые сети» (СП «Тепловые сети»), СП «Теплоэнергосбыт», СП «Тепловая инспекция и энергоаудит», СП «ТЭЦ-2», СП «Кировская районная котельная».

АО «Омск РТС» обслуживает только магистральные сети централизованного теплоснабжения. Протяжённость тепловых сетей составляет 267 км.

АО «Томская генерация»

АО «Томская генерация» осуществляет производство электрической и тепловой энергии. Компания объединяет генерирующие мощности г. Томска. За счёт собственных источников (ГРЭС-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-1) компания на 96% обеспечивает город Томск тепловой энергией и на 23% закрывает потребности Томской области в электрической энергии. Установленная электрическая мощность станций составляет 485,7 МВт. Установленная тепловая мощность – 2 390,5 Гкал/ч.

АО «ТомскРТС»

АО«ТомскРТС» является дочерним предприятием АО «Томская генерация». В состав АО «ТомскРТС» входят: СП «Тепловые сети», СП «Теплоэнергосбыт», СП «Тепловая инспекция и энергоаудит».

СП «Тепловые сети» обеспечивает передачу тепловой энергии от ТЭЦ и ГРЭС и отвечает за эксплуатацию магистральных и внутриквартальных тепловых сетей.

Для обеспечения абонентов города Томска горячей водой у АО «ТомскРТС» заключён договор с ООО «Томскводоканал», предметом которого является холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения по закрытой схеме. Холодная вода поставляется на центральный тепловой пункт (ЦТП) и локальные источники, где она подогревается посредством бойлеров. Для этих целей АО «ТомскРТС» закупает порядка 2,8 млн куб. м холодной воды в год.

АО «ТомскРТС» закупает тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель у АО «Томская генерация» – источниками теплоснабжения выступают томские ГРЭС и ТЭЦ. Подготовку воды для подпитки тепловых сетей горячего водоснабжения осуществляет АО «Томская генерация». Общая протяжённость тепловых сетей составляет 638 км.

ООО «БГК»

ООО «БГК» управляет генерирующими активами на территории Республики Башкортостан и координирует работу ООО «БашРТС». Компания объединяет 19 крупных и малых электростанций, расположенных по всей территории Башкортостана и обеспечивающих энергоресурсами жителей республики и соседних регионов. Генерирующие активы компании включают одну ГРЭС, десять ТЭЦ, семь ГЭС (включая пять малых микроГЭС) и одну ветроэлектростанцию.

Суммарная доля установленной тепловой мощности ООО «БГК» и ООО «БашРТС» на конец 2018 года составила более 95%Источник: (12 245,0 Гкал/ч из 12 570,9 Гкал/ч) от мощности источников теплоснабжения Республики Башкортостан.

В ООО «БГК» уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды: реализован ряд проектов по снижению объёма образования сточных вод и сокращению водопотребления, снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Установленное оборудование по обезвоживанию осадка при механической очистке природных вод позволило минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, так как были ликвидированы объекты размещения шламовых вод. Обезвоженный осадок используется при выравнивании городского ландшафта. На ряде станций установлен автоматизированный контроль выбросов.

По данным СО ЕЭСИсточник:, выработка электроэнергии электростанциями операционной зоны Башкирского РДУ за 2018 год составила 24,45 млрд кВт • ч, из них 18,86 млрд кВт • ч (более 77%) выработано на генерирующих объектах ООО «БГК». На территории операционной зоны Башкирского РДУ находятся объекты генерации установленной электрической мощностью 5 581 МВт, из них 4 445 МВт (порядка 80%) принадлежит электростанциям ООО «БГК».

Объекты малой генерации, управляемые ООО «БГК»
ТЭЦ Объект Турбины Установленная электрическая мощность, МВт Установленная тепловая мощность, Гкал/ч
Уфимская ТЭЦ-1 Ветряная электростанция Тюпкильды 3 шт. ЕТ-550
Всего
0,55
1,65
Мечетлинская малая ГЭС 2 шт. ПР20/1-Г-100
1 шт. ПР20/1-Г-5
Всего
0,2
0,045
0,445
Стерлитамакская ТЭЦ Слакская малая ГЭС 2 шт. ПР20/1-Г-35
1 шт. ПР20/1-Г-25
Всего
0,045
0,022
0,1
Ново-Стерлитамакская ТЭЦ Авзянская малая ГЭС ПР20-Г-60 0,09
Узянская малая ГЭС ПР-50 0,055
Малая ГЭС «Кага» ПР20-Г-60 0,09
Зауральская ТЭЦ ГПА 7 шт. JMS 620
Всего
2,49
17,43
2,2
15,4
ООО «БашРТС»

ООО «БашРТС» является дочерним предприятием ООО «Баш РТС» и обеспечивает теплом восемь городов Башкортостана: Уфу, Благовещенск, Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Сибай, Нефтекамск, Агидель и является основным гарантирующим поставщиком тепловой энергии в республике, общее количество потребителей – 1,7 млн человек. Чтобы обеспечить административное управление разбросанными по всей республике районами тепловых сетей и котельными цехами, в ООО «БашРТС» созданы Уфимское производственное управление и два филиала: БашРТС-Стерлитамак и БашРТС-Нефтекамск.

ООО «БашРТС» обслуживает 26 котельных, 305 ЦТП, 21 насосную станцию. Общая протяжённость тепловых сетей составляет 1 544 км. Установленная электрическая и тепловая мощность ООО «БашРТС» – 24 МВт и 3 587 Гкал/ч соответственно.

Объекты малой генерации, управляемые ООО «БашРТС»
ТЭЦ Объект Турбины Установленная электрическая мощность, МВт Установленная тепловая Гкал/ч
ГТУ-ТЭЦ Шакша ГТУ ГТЭ-10/95 БМ 8,0 6,88
ГТУ-ТЭЦ Ишимбай ГТУ ГТЭ-10/95 8,0 6,88
ГТУ-ТЭЦ Агидель ГТУ 1 шт. УРАЛ-4000
2 шт. УРАЛ-400
4,0
4,0
3,44
3,44
Применение технологии когенерации

Когенерация – это совместная выработка электрической и тепловой энергии в одном устройстве. К объектам когенерации относятся ТЭЦ с теплофикационными турбинами, ГРЭС/ТЭЦ, имеющие парогазовые установки, а также газовые турбины, работающие в закрытом цикле. Технология когенерации позволяет отпускать потребителю как электрическую, так и тепловую энергию. При этом увеличение отпуска тепловой энергии с установки увеличивает её коэффициент полезного действия, снижает расход топлива на выработку энергии и соответственно выбросы вредных веществ в атмосферу. Эффект от применения когенерации главным образом зависит от наличия потребителей тепловой энергии, поэтому энергообъектыК энергообъектам с когенерацией отнесены объекты, у которых 100% составляют теплофикационные турбины, ПГУ, ГТУ, работающие в закрытом цикле, имеющие отпуск тепла потребителю. с когенеративной выработкой энергии располагаются в крупных городах.

В 2018 году по теплофикационному циклу данными станциями было выработано 14 166 млн кВт • ч электроэнергии и 32 220 тыс. Гкал тепловой энергии.

Одной из самых крупных ТЭЦ (а соответственно и объектом, на котором применяется технология когенерации), входящей в Группу «Интер РАО», является Омская ТЭЦ-5 АО «ТГК-11». Потребителями данного энергообъекта является население центральной части г. Омска. Установленная электрическая мощность данного энергообъекта на конец 2018 года составила 735 МВт, тепловая – 1 763 Гкал/ч. Для выработки тепловой и электрической энергии используются теплофикационные турбины, в том числе одни из самых мощных, применяющихся в стране Т-185/220-130. В 2018 году энергообъект обеспечил потребителей тепловой энергией в объёме 3 584,56 тыс. Гкал. При этом электрической энергии по теплофикационному циклу было выработано 1 947,53 млн кВт • ч, что составило 61% от выработанной энергообъектом электрической энергии.

ВВОД ЗАТОНСКОЙ ТЭЦ

В 2018 ГОДУ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДПМ БЫЛ ЗАВЕРШЁН МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЙ ЗАТОНСКОЙ ТЭЦ. АКТИВ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОЯЩЕГОСЯ МИКРОРАЙОНА ГОРОДА УФЫ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИЕЙ. ДВА НОВЫХ БЛОКАХ С ГАЗОВЫМИ И ПАРОВЫМИ ТУРБИНАМИ ГТЭ160 И Т-60/73-7,8/0,04 СПОСОБНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕПЛОМ В ОБЪЁМЕ 300 ГКАЛ/Ч. УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД УСЛОВНОГО ТОПЛИВА НА ОТПУЩЕННУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ СОСТАВИЛ 256,5 Г / КВТ • Ч. ВВОД ДАННОГО ЭНЕРГООБЪЕКТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТАЛ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПЛАНОМЕРНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ «ИНТЕР РАО» ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ.

Когенерация

Ремонтная деятельность

Программы ремонтов производственных активов Группы «Интер РАО» на 2018 год были сформированы исходя из условий технической необходимости проведения ремонтов основных производственных фондов и учитывали:

  • техническое состояние оборудования, зданий и сооружений;
  • необходимость обеспечения надёжной и безопасной эксплуатации энергообъектов;
  • наличие экономической эффективности ремонтных воздействий.

В 2018 году фактические затраты на ремонт по российским генерирующим и теплосетевым ДО составили 14 468 млн рублей – 99,7% от плановых значений (14 513 млн рублей). На основном оборудовании российских генерирующих ДО Группы «Интер РАО» проведено 17 капитальных и средних ремонтов энергоблоков, отремонтировано 22 турбогенератора и 22 энергетических котлоагрегата. Все активы Группы «Интер РАО» успешно завершили ремонтную кампанию 2018 года.

Программа модернизации генерирующих мощностей

В 2019 году фактически завершается программа «ДПМ-1», которая позволила ввести около 30 ГВт (6,1 ГВт – это новые блоки станций Группы «Интер РАО») новых мощностей тепловых электростанций, тем самым обновив около 15% всей установленной мощности электрогенерации в России. Объём финансирования программы «ДПМ-1» оценивается на уровне 1,3 трлн рублей. Тем не менее, несмотря на существенный объём капитальных вложений, ввод ДПМ-блоков позволил только приостановить старение мощностей ТЭС в целом по отрасли, но не кардинально обновить производственные мощности сектора. По различным оценкам, на горизонте до 2035 года должно быть обновлено либо выведено из эксплуатации более 50 ГВт ТЭС (около 30% всей установленной мощности ТЭС). Более того, в случае отсутствия мероприятий модернизации в ряде энергосистем ЕЭС Российской Федерации возможно возникновение дефицита электроэнергии на горизонте 2022–2024 годов.

С учётом обозначенных прогнозов Министерство энергетики Российской Федерации предложило механизм проведения отборов проектов генерирующих объектов тепловых электростанций (программа «ДПМ-2» или «ДПМ-Модернизация») в объёме 41 ГВт (39 ГВт без учёта Дальнего Востока) до 2031 года с предельным уровнем капитальных вложений на уровне 1,45 трлн рублей (в ценах 2021 года). В случае отбора проекта по данной программе генерирующая компания получает гарантированный возврат вложенных инвестиций в течение 16 лет с учётом базовой доходности на уровне 14%.

Отбор проектов модернизации будет осуществляться на основе конкурсов, которые должны проводиться ежегодно. Первые отборы проектов модернизации планируется провести в марте – апреле 2019 года сразу на три года: 2022, 2023 и 2024. К отбору допускается основное генерирующее оборудование – турбины, котлы и генераторы, если они выработали нормативный ресурс, но имели высокую загрузку за предыдущие два года. После проведения модернизации теплоэлектростанция должна будет работать на рынке не менее 15 лет.

Программа «ДПМ-2» фактически запускает новый инвестиционный цикл в генерирующем секторе электроэнергетики с объёмом задействованных мощностей и инвестиций, сопоставимым с программой «ДПМ-1». Более того, с учётом требований по высокой степени локализации оборудования, которое может быть задействовано в «ДПМ-2», российское энергетическое машиностроение получает существенный импульс к развитию производства современных образцов оборудования, включая газовые турбины большой мощности.

Группа «Интер РАО» намерена участвовать в отборах модернизации объектов тепловых электростанций с обеспечением максимально возможного положительного экономического эффекта от реализации мероприятий модернизации. Участие в программе «ДПМ-2» позволит существенным образом обновить действующее оборудование ТЭС и повысить его эффективность. Совокупный объём участия Группы «Интер РАО» в модернизации может составить порядка четверти установленной мощности на территории Российской Федерации.