Supply chain

The Group has a Specialized Procurement Organization (SPO) that is authorized to conduct procurements and/or organize the supply of goods, the performance of works, or the provision of services. The SPO ensures uniform demand for the same type of products and creates a unified information space of the supply system that handles: planning, accounting as well as carrying out and monitoring procurements. Modern information and telecommunication technologies, e-commerce tools, and electronic document workflow in conjunction with other information systems are used to organize procurements.

The Inter RAO Group uses electronic trading platforms that ensure compliance with the requirements of the laws and other regulatory acts of the Russian Federation, the Procurement Regulation, corporate standards concerning supply as well as the laws of countries where foreign subsidiaries operate.

Sustainable and reasonable measures are taken to support subsidiaries that are created specifically to perform service, repair, innovation, and engineering jobs as well as tasks related to ensuring energy efficiency, among others. Preferences are given to suppliers and contractors taking into account the requirements of the legislation of the Russian Federation and the laws of the countries where foreign subsidiaries operate.

In 2018, PJSC Inter RAO confirmed its status as one of the leaders of the National Procurement Transparency Rating project by receiving the grade of ‘High Transparency’.


Since 2015, the Group has had an advisory body that ensures the efficiency of procurements for companies of the Inter RAO Group, which includes representatives of the regional authorities, public organizations, and other participants. The advisory body drafts proposals that aim to improve the efficiency of procurement activities, including expanded access for small and medium-sized enterprises to the procurements conducted by the companies of the Inter RAO Group.

In 2018, the Inter RAO Group won the main professional competition for Russian business customers in the category ‘Best Support for Small and Medium-Sized Enterprises.’ A total of 188 companies from all over the country and from all sectors of the economy took part in the competition.


Requirements for certified management systems:

As part of their proposal, procurement participants must submit valid certificates confirming that their enterprises:

  • have a procurement participant and/or manufacturer of the products being procured
  • have an organized quality control system
  • comply with technological processes (input control, production process control system, output control, an ISO 9001 certified quality management system, an ISO 14001 certified environmental management system, an OHSAS 18001 certified occupational safety system, and an ISO 50001/GOST R ISO 50001 certified energy management system)

Procurement of Russian-made goods

Companies of the Group that fall within the scope of Federal Law No. 223-FZ must prioritize goods of Russian origin as well as work and services performed and provided by Russian entities when purchasing goods, work, and services at a tender, auction, or through another procurement method, except for procurements from a sole provider (contractor), over goods originating from a foreign state or work or services performed or provided by foreign entities.

Assessment of the procurement system

In order to fulfill Directive No. DP-11/17668 of the Federal Agency for State Property Management dated May 5, 2016, an Action Plan was approved by a resolution of the PJSC Inter RAO Board of DirectorsMinutes No. 173 dated July 4, 2016. on June 29, 2016 to standardize the procurement of goods, work, and services to meet the needs of PJSC Inter RAO (hereinafter the Plan).

In accordance with item 4 of the Plan, starting in 2017 the Company annually has monitored the results of its procurement activities (including as regards compliance with the approved annual integrated procurement program (AIPP) and regulatory costs for certain types of goods, work, and services for the needs of PJSC Inter RAO) and subsequently included information about the monitoring results in the Company’s annual report.

In the 2018 reporting year, the Company carried out procurements in accordance with the approved standards and established limits. Based on procurement activities in 2018 and in accordance with the Methodology for the Standardization of Procurements for Certain Types of Goods and ServicesOrder No. IRAO/425 of PJSC Inter RAO dated September 30, 2016., adjustments (updatesDirective No. IRAO/1r of PJSC Inter RAO dated January 29, 2019.) were made to the List of Certain Types of Goods and Services with Established Standards and Expenditure Limits for certain types of goods and services that are intended for in-house needs and are not subject to commercial resale.

Results of procurement activities in 2018,RUB thousand
Indicator Total Open tenders Open auctions in electronic form Procurements from a sole supplier (contractor) Other procurement methods
closed open in electronic form
Tenders, other procurement methods (lots), and procurements from a sole supplier (contractor) 151,313,098 5,627,100 50,448 33,681,025 1,040,219 110,914,306
Tenders and other procurement methods (lots) that were declared invalid 18,342,237 2,950,274 45,374 738.93 68,370 15,277,481
Tenders and other procurement methods (lots) that were declared invalid or did not result in the signing of contracts 3,139,697 437,147 58,613 2,643,936
Contracts signed 132,968,243 2,676,826 5,074 33,677,668 971,850 95,636,825
Reduction in the cost of the annual integrated procurement program (AIPP) compared with the planned costs %

Import substitution

According to the draft 2035 Energy Strategy of Russia, one of the strategic objectives in the development of the country’s power sector is to ensure the technological independence of the power sector. The second strategic objective is to ensure adequate expertise in all activities that are crucial for the sustainable development of the power sector, while enhancing and expanding the global technological competitiveness of the Russian fuel and energy industry. In accordance with the Strategy of PJSC Inter RAO, import substitution is one of the mechanisms for the implementation of the Energy Strategy of Russia. The key strategic objectives have been determined as follows:

  • increase the proportion of Russian-manufactured products to satisfy the Company’s needs as part of its operational and investment activities
  • develop production of turbine equipment with features that comply with the best world analogues
Cost of procurements excluding agent commissions and intra-group procurements RUB bln

In order to implement Directive No. 830p-P13 of the Government of the Russian Federation dated February 6, 2017, the PJSC Inter RAO Board of Directors approved the Corporate Import Substitution Plan of the Inter RAO Group (CISP)Minutes No. 208 dated September 18, 2017 of the meeting of the PJSC Inter RAO Board of Directors on September 15, 2017.. The CISP was drafted to detail the objectives and activities of the Company’s Strategy, which aim to reduce the Company’s dependence on foreign-made products, in the short-term period until 2020.

The CISP is an integral part of the Strategy and is carried out in compliance with the following principles:

  • eliminating the risks of diminished product safety and safety at permanent facilities (if the supplier chain changes during the implementation of investment projects)
  • preserving the main parameters of investment projects being implemented at the proper level
  • preventing a cost increase due to changes in the supply chain of certain goods that are required for the implementation of the investment project
  • utilizing a risk-oriented approach during project selection concerning the assessment of risk arising from technical solutions in projects which require domestic or foreign solutions

In accordance with the CISP approved by the PJSC Inter RAO Board of Directors, the implementation of the measures of the CISP has been evaluated since 2017 based on an integral indicatorThe integral indicator is calculated in accordance with the Methodological Recommendations for the Preparation of the Corporate Import Substitution Plan approved by Order No. 219R-AU of the Russian Ministry of Economic Development dated August 11, 2016 (Directive No. 830p-P13 of the Government of the Russian Federation dated February 6, 2017). that describes the proportion of foreign products in procurements.

Based on the results of the procurements made in 2018, the actual value of the integral indicator did not exceed the planned value, which indicates the Group’s dependence on foreign-made products has decreased.

Integral indicator describing the proportion of foreign products in procurements %

PJSC Inter RAO signed agreements with the governments of the Yaroslavl and Sverdlovsk Regions in 2018 in an effort to develop cooperation in industry and science on issues concerning the import substitution of equipment and technologies in the energy sector of the Russian Federation.

As part of the agreement with the government of the Yaroslavl Region, a roadmap was approved on October 2, 2018 to expand the use of import-substituting products and technologies at enterprises of the Yaroslavl Region for the needs of the companies of the Inter RAO Group.

A new roadmap to expand the use of products and technologies, including import-substituting ones, at organizations of the Tomsk Region for the Inter RAO Group over the period of 2018-2022 was approved on November 14, 2018 in order to continue cooperation with the administration of the Tomsk Region.

On December 13, 2018, companies of the Inter RAO Group celebrated Supplier Day, which aimed to inform the heads of technical services at the Group’s companies about opportunities for using products with higher quality features as well as high-tech and innovative products in production and technological processes as well as the opportunity to reduce dependence on foreign-made products through the use of export-oriented and import-substituting products.

Cooperation with small and medium-sized enterprises

In 2018, LLC Inter RAO – Procurement Management Center worked to achieve the target indicators for the implementation of the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in the Russian Federation until 2030, which was approved by Directive No. 1083-r of the Government of the Russian Federation dated June 2, 2016.

Volume of procurements from small and medium-sized enterprises (SME) %
Number of participants in the Partnership Program by category as of the end of 2018, companies
Number of participants in the Partnership Program by period, small and medium-sized enterprises

Цепочка поставок

В Группе функционирует Специализированная закупочная организация (СЗО), уполномоченная на проведение закупок и/или организацию поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг. СЗО обеспечивает объединение потребностей в однотипной продукции и формирует единое информационное пространство системы снабжения, которое осуществляет: планирование, учёт, проведение и контроль закупок. Для организации закупок применяются современные информационно-телекоммуникационные технологии, средства электронной коммерции и электронного документооборота во взаимосвязи с другими информационными системами.

Группа «Интер РАО» использует электронные торговые площадки, которые обеспечивают реализацию требований законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации Положения о закупках, а также корпоративных стандартов в области снабжения, и соблюдение законодательства стран присутствия зарубежных дочерних обществ (ДО).

Обеспечивается рациональное и обоснованное применение мер по поддержке ДО, созданных специально для выполнения ими сервисных, ремонтных, инновационных, инжиниринговых задач, а также задач по обеспечению энергоэффективности и других. Применяются преференции в отношении поставщиков и подрядчиков с учётом требований законодательства Российской Федерации и с учётом законодательства стран присутствия зарубежных ДО.

В 2018 году ПАО «Интер РАО» подтвердило свой статус одного из лидеров проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», получив оценку «Высокая прозрачность».


В Группе с 2015 года создан и функционирует Совещательный орган по вопросам обеспечения эффективности закупок компаний Группы «Интер РАО», в который входят представители региональных органов власти, общественных организаций и другие участники. Совещательный орган вырабатывает предложения, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности, в том числе на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний Группы «Интер РАО».

По итогам 2018 года Группа «Интер РАО» стала победителем главного профессионального конкурса для российских компаний-заказчиков в номинации «Лучшая поддержка малого и среднего бизнеса». В конкурсе приняли участие 188 компаний со всей страны и из всех отраслей экономики.


Требования о наличии сертифицированных систем менеджмента

Участникам закупки необходимо предоставить в составе их предложения действующие сертификаты, подтверждающие наличие на предприятии:

  • участника закупки и/или производителя закупаемой продукции;
  • организованной системы контроля качества;
  • соблюдения технологических процессов (входной контроль, система контроля при выполнении производственных процессов, выходной контроль, сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO 9001, сертифицированная система экологического менеджмента ISO 14001, сертифицированная система безопасности труда OHSAS 18001, сертифицированная система энергетического менеджмента ISO 50001 /ГОСТ Р ИСО 50001).

Закупка товаров отечественного производства

В компаниях Группы, попадающих под действие Федерального закона №223-ФЗ, установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Оценка системы закупок

В целях исполнения директив Росимущества от 05 мая 2016 года №ДП-11/17668 29 июня 2016 года решением Совета директоров ПАО «Интер РАО»Протокол от 04.07.2016 №173. утверждён План мероприятий по реализации нормирования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд ПАО «Интер РАО» (далее – План).

В соответствии с п. 4 Плана, ежегодно, начиная с 2017 года, проводится мониторинг результатов осуществления Обществом закупочной деятельности (в том числе в части соблюдения утверждённой годовой комплексной программы закупок (ГКПЗ) и нормативных затрат на отдельные виды товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Интер РАО») с последующим включением информации об итогах мониторинга в годовой отчёт Общества.

В отчётном 2018 году Общество осуществляло закупки в соответствии с утверждёнными нормами и установленными лимитами. По результатам закупочной деятельности в 2018 году в соответствии с п. 5.2.1 Методики «Нормирование закупок отдельных видов товаров и услуг»Приказ ПАО «Интер РАО» от 30.09.2016 №ИРАО/425. выполнена корректировка (актуализацияРаспоряжение ПАО «Интер РАО» от 29.01.2019 №ИРАО/1р.) Перечня отдельных видов товаров и услуг с установленными нормами и лимитами расходов на отдельные виды товаров и услуг, предназначенных для собственных нужд и не подлежащих коммерческой перепродаже.

Результаты закупочной деятельности за 2018 год,тыс. рублей
Показатель Всего Конкурсы открытые Аукционы открытые в электронной форме Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Иные способы закупки
закрытые открытые в электронной форме
Проведено торгов, иных способов закупки (лотов) и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 151 313 098 5 627 100 50 448 33 681 025 1 040 219 110 914 306
Проведено торгов, иных способов закупки (лотов), которые признаны несостоявшимися 18 342 237 2 950 274 45 374 738,93 68 370 15 277 481
Проведено торгов, иных способов закупки (лотов), которые признаны несостоявшимися и не привели к заключению договоров 3 139 697 437 147 58 613 2 643 936
Заключено договоров 132 968 243 2 676 826 5 074 33 677 668 971 850 95 636 825
Снижение затрат на годовую комплексную программу закупок (ГКПЗ) в сравнении с плановыми затратами, %

Импортозамещение

Согласно проекту Энергетической стратегии России на период до 2035 года, одной из стратегических задач развития энергетического сектора страны является обеспечение технологической независимости энергетического сектора. Вторая стратегическая задача – обеспечение достаточных компетенций во всех видах деятельности, критически важных для устойчивого развития энергетики, с повышением уровня и расширением областей мировой технологической конкурентоспособности российского ТЭК. В соответствии со Стратегией ПАО «Интер РАО» импортозамещение является одним из механизмов реализации Энергетической стратегии России. Ключевыми стратегическими задачами по данному направлению были определены:

  • повышение доли закупок продукции российского производства для удовлетворения потребностей Общества в рамках операционной и инвестиционной деятельности;
  • развитие производства турбинного оборудования с характеристиками, соответствующими лучшим мировым аналогам.
Стоимость проведённых закупок без учёта агентских комиссий и внутригрупповых закупок,млрд рублей

В целях исполнения директив Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2017 года №830п-П13 Советом директоров ПАО «Интер РАО» был утверждён Корпоративный план импортозамещения Группы компаний «Интер РАО» (КПИПротокол от 18.09.2017 №208 заседания Совета директоров ПАО «Интер РАО» 15 сентября 2017 года.). КПИ разработан в целях детализации на краткосрочном горизонте задач и мероприятий Стратегии Общества на период до 2020 года, направленных на снижение зависимости Общества от продукции зарубежного производства. КПИ является составной частью Стратегии и выполняется с соблюдением следующих принципов:

  • исключение рисков снижения уровня безопасности продукции, а также объектов капитального строительства (в случае изменения цепочки поставщиков на стадии реализации инвестиционных проектов);
  • сохранение на должном уровне основных параметров реализуемых инвестиционных проектов;
  • недопустимость роста издержек в результате изменения цепочки поставщиков отдельных видов продукции, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
  • использование при выборе проектов риск-ориентированного подхода в части оценки рисков, возникающих при применении технических решений по проектам, предусматривающим использование отечественных или иностранных решений.

В соответствии с утверждённым на заседании Совета директоров ПАО «Интер РАО» корпоративным планом импортозамещения Группы компаний «Интер РАО» с 2017 года оценка реализации мероприятий корпоративного плана импортозамещения осуществляется на основании интегрального показателяРасчёт интегрального показателя осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке корпоративного плана импортозамещения, утверждёнными распоряжением Минэкономразвития России от 11 августа 2016 года №219Р-АУ (директивы Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2017 года №830п-П13)., характеризующего долю иностранной продукции в закупках.

В 2018 году по результатам проведённых закупок фактическое значение интегрального показателя не превысило планового значения, что свидетельствует о снижении зависимости Группы от продукции зарубежного производства.

Интегральный показатель, характеризующий долю иностранной продукции в закупках, %

В целях развития сотрудничества в сфере промышленности и науки по вопросам импортозамещения оборудования и технологий в энергетической отрасли Российской Федерации в 2018 году ПАО «Интер РАО» были подписаны соответствующие соглашения с Правительствами Ярославской и Свердловской областей.

В рамках подписанного соглашения с Правительством Ярославской области 2 октября 2018 года была утверждена дорожная карта «Расширение использования импортозамещающих продукции и технологий предприятий Ярославской области для нужд компаний Группы «Интер РАО».

С целью продолжения сотрудничества с Администрацией Томской области 14 ноября 2018 года была утверждена новая дорожная карта «Расширение использования продукции и технологий организаций Томской области, в том числе импортозамещающих, для Группы «Интер РАО» на период 2018–2022 годов».

13 декабря 2018 года состоялся День поставщика компаний Группы «Интер РАО», направленный на ознакомление руководителей технических служб компаний Группы с возможностью использования в производственно-технологических процессах продукции с более высокими качественными характеристиками, высокотехнологичной и инновационной продукции, а также с возможностью снижения зависимости от продукции зарубежного производства через использование экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции.

Сотрудничество с малым и средним бизнесом

В 2018 году ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» осуществляло работу, направленную на достижение целевых индикаторов реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года №1083-р.

Объём закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), %
Количество участников Программы партнёрства по категориям на конец 2018 года, компании
Количество участников Программы партнёрства по периодам, субъекты малого и среднего предпринимательства