Market overview

Macroeconomic overview

Global markets were highly volatile throughout 2018 due to the political decisions of a number of major economies: the United States, the United Kingdom, China, North Korea, and European Union countries. Despite ongoing negotiations on most issues, tensions remained fairly high as far as global trade issues are concerned. This situation, combined with the concerns of major investors about the growth prospects for the global economy, contributed to a decline in world stock market prices. The appreciation of the U.S. dollar, greater volatility on financial markets, and growing export-import risks led to increased capital outflow and foreign exchange pressure in emerging markets. Significant price fluctuations were seen on energy and metal markets over the course of 2018. As a result, prices for many commodities were down at the end of the year, which caused problems for export-oriented countries.

The World Bank estimates that GDP growth slowed to 2.2% on average in developed economies and to around 4.2% in developing economies in 2018. A number of countries with heightened current account deficits experienced considerable pressure on their own financial markets in 2018, which triggered a slowdown in business activity within these countries. The World Bank predicts that global GDP will grow by 2.9% in 2019 and by 2.8% in 2020–2021, with the Russian economy expanding by 1.5% in 2019 and 1.8% in 2020–2021.

Changes in global GDP, %
Source: World Bank report, January 2019

Changes in the GDP of the Russian Federation


According to the Russian Federal State Statistics Service, GDP growth accelerated to 2.3% in 2018 from 1.6% a year earlier, which surpassed both the estimates of the Russian Ministry of Economic Development as well as the market consensus forecast. In terms of different sectors of the economy, industry and construction have become key drivers of economic growth (contributing 0.6 p.p. and 0.3 p.p. to economic growth, respectively). Retail (0.3 p.p.) and the transport industry (0.2 p.p.) also maositive contributions to the changes in GDP.

Projected GDP growth rates in the Russian Federation, %
Source: Ministry of Economic Development of the Russian Federation, January 2019, [Electronic resource]

Forecast for the development of the electric power industry on key international markets

TWh

[Electronic resource] (reference date: March 29, 2019)

Global electricity consumption could grow by 40-50% by 2035 compared with the current indicators.

Forecast for the development of the electric power industry on key markets where the Inter RAO Group operates TWh

[Electronic resource] (reference date: March 29, 2019)

The bulk of the growth WILL BE CONCENTRATED IN ASIAN countries, while moderate increases of 15-20% are projected on the Inter RAO Group’s primary markets – the CIS and Europe

Russia in the global electric power industry
Source: Enerdata, The Global Energy Statistical Yearbook, 2018, [Electronic resource] (reference date: March 29, 2019)

Changes in the Russian electric power industry

Electricity consumption within the Unified Energy System of Russia amounted to 1.056 trillion kWh in 2018, or 1.5% more than in 2017. Electricity production within the Unified Energy System of Russia came to 1.071 trillion kWh, a 1.6% increase from 2017. The structure of electricity generation has changed significantly in recent years as the share of thermal power plants has declined in the UES of Russia, while electricity production at nuclear power plants has increased. In 2018, nuclear power plants (branches of Rosenergoatom) produced a record amount of electric power – 204.3 billion kWh, or 0.7% more than in 2017. As of the beginning of 2019, the share of nuclear power generation in the overall energy balance amounted to roughly 19% of total electricity generation in the country. A total of 4.5 GW of capacity were put into operation in 2018, with nuclear power plants (NPP) and thermal power plants (TPP) each accounting for 2.2 GW.

According to the forecast for the baseline development of the Russian economy, industrial production will grow by an average of 3% per year in 2018-2024. No significant changes are expected in the structure of industrial production in the medium term. Operational stability is projected to continue in the fuel and energy sector.

Based on the projected trends for the development of the country’s economy, electricity production is expected to amount to 1.129 trillion kWh by 2021. Electricity consumption on the domestic market will increase to 1.118 trillion kWh (an increase of 3.1% versus 2017). By 2024, electricity production is projected to total 1.163 trillion kWh, as electricity consumption on the domestic market will increase to 1.194 trillion kWh (growth of 6.5% compared with 2017). Even though thermal power plants will continue to account for the bulk of electricity production in 2021, their overall share in the structure of electricity production will decrease from 64.4% in 2017 to 63.1% in 2021Source – Russian Ministry of Economic Development.

The main systemic problems hindering the development of the electric power industry are the high depreciation of fixed assets, the existence of cross-subsidies between consumer groups, and the lack of a competitive thermal power market.

The installed capacity of UES of Russia power plants increased by 13.6 GW in 2016–2018 Source – JSC SO UES due to the commissioning of new generating equipment at power plants as well as the modernization of existing equipment. Generating equipment with total capacity of 7.2 GW was decommissioned at UES of Russia power plants over the same period.

Installed capacity MW
Source: System Operator of the Unified Energy System [Electronic resource] (reference date: March 29, 2019)
Changes in electric power generation in the UES of Russia bln kWh 
Indicator 2016 2017 2018 Change 2017/2018, %
Total electric power generation 1,048.5 1,053.9 1,070.9 1.6
including:
Thermal power plants 673.7 671.3 681.8 1.6
Hydroelectric power plants 178.3 178.9 183.8 2.7
Nuclear power plants 196.4 202.9 204.4 0.7
Renewable energy sources 0.01 0.1 0.2 66
Power plants of industrial enterprises 0.1 0.6 0.8 33
Electric power consumption 1,026.9 1039.9 1,055.6 1.5

Source: System Operator of the Unified Energy System [Electronic resource] (reference date: March 29, 2019)

Market share of the Inter RAO Group

THE INTER RAO GROUP’S RANKING AMONG GENERATING COMPANIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN TERMS OF COMMISSIONING NEW EFFICIENT CAPACITY AND DECOMMISSIONING INEFFICIENT CAPACITY AS OF DECEMBER 31, 2018 GW
THE INTER RAO GROUP’S RANKING AMONG GENERATING COMPANIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN TERMS OF DECOMMISSIONING INEFFECTIVE CAPACITY AS OF DECEMBER 31, 2018 GW
The Inter RAO Group’s ranking among gas and coal generation companies in the Russian Federation as of December 31, 2018

Source: company press releases
Share of the Inter RAO Group in electric power generation in Russia in 2016–2018 bln kWh
Share of the Inter RAO Group in thermal power generation in Russia in 2016–2018 thousand Gcal
Share of the Group’s supply segment on the Russian market in 2016–2018 mln kWh

Key legislative initiatives regulating activities on the market:

  • The deadline for the licensing of energy supply activities has been postponed.
  • A law has been passed to develop smart metering systems for electric power.
  • The Housing Code of the Russian Federation has been amended to establish a transition to direct contracts with resource supply companies.
  • The Federal Law “On Advertising” has been amended to restrict advertisements on payment documents for housing and utility services.

Обзор рынка

Макроэкономический обзор

В течение всего 2018 года наблюдалась высокая волатильность глобальных рынков в связи с политическими решениями ряда крупных экономик: США, Великобритании, Китая, Северной Кореи и стран Европейского союза. Несмотря на продолжающиеся переговоры по большинству тем, напряжённость в глобальных вопросах торговой деятельности оставалась достаточно высокой. Эта ситуация в сочетании с опасениями крупных инвесторов по поводу перспектив роста глобальной экономики способствовала снижению мировых цен на рынке акций. Укрепление доллара США, усиление волатильности на финансовых рынках и растущие экспортно-импортные риски усилили оттоки капитала и валютное давление на развивающихся рынках. Так, в течение 2018 года наблюдались значительные колебания цен на рынках энергоносителей и металлов. В итоге к концу года цены на многие сырьевые товары снизились, создав проблемы экспортно ориентированным странам.

По оценкам Всемирного Банка, рост ВВП стран с развитой экономикой в среднем снизился до 2,2% в 2018 году. Темпы роста ВВП стран с развивающейся экономикой снизились примерно до 4,2%. В 2018 году ряд стран с повышенным уровнем дефицита по счёту текущих операций испытали значительное давление на собственные финансовые рынки, что привело к замедлению темпов деловой активности внутри этих стран. На этом фоне, по прогнозу Всемирного Банка, рост глобального ВВП составит 2,9% в 2019 году и 2,8% – в 2020–2021 годах, а темпы роста экономики России в 2019 году – 1,5 и 1,8% в 2020–2021 годах.

Динамика мирового ВВП %
Источник: Отчёт Всемирного Банка, январь 2019 года

Динамика ВВП Российской Федерации


По данным Росстата, рост ВВП в 2018 году ускорился до 2,3% с 1,6% годом ранее, что превзошло как оценки Минэкономразвития России, осуществлённые на основе оперативных данных, так и рыночный консенсус-прогноз. В отраслевом разрезе ключевыми драйверами экономического роста стали промышленность и строительство (вклад в экономический рост 0,6 и 0,3 п.п. соответственно). Позитивный вклад в динамику ВВП также внесли торговля (0,3 п.п.) и транспортная отрасль (0,2 п.п.).

темпы роста ВВП Российской Федерации 2016-2021гг. %
Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), январь 2019 года, [Электронный ресурс] (дата обращения: 29 марта 2019 года)

Источник: Отчёт Всемирного Банка, январь 2019 года

Прогноз развития электроэнергетики на основных международных рынках

ТВт · ч

Источник: Enerdata, EnerOutlook 2018, [Электронный ресурс] (дата обращения: 29 марта 2019 года)

Мировое потребление электроэнергии к 2035 году может вырасти на 40–50% по сравнению с показателями на данный момент.

Прогноз развития электроэнергетики на основных рынках присутствия Группы «Интер РАО» ТВт · ч

Источник: Enerdata, EnerOutlook 2018, [Электронный ресурс] (дата обращения: 29 марта 2019 года)

Основной рост будет локализован в странах Азии, тогда как на основных рынках Группы «Интер РАО» — СНГ и Европа — прогнозируется умеренный темп в 15–20%.

Россия в мировой электроэнергетике
Источник: Enerdata, The Global Energy Statistical Yearbook, 2018, [Электронный ресурс] (дата обращения: 29 марта 2019 года)

Динамика электроэнергетики России

Потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России в 2018 году составило 1 055,6 млрд кВт • ч, что на 1,5% больше объёма потребления в 2017 году. Выработка в рамках Единой энергосистемы России составила 1 070,9 млрд кВт • ч – это на 1,6% больше, чем в 2017 году. В последние годы существенно меняется структура выработки электроэнергии – в ЕЭС России отмечается снижение доли ТЭС и рост производства электроэнергии на АЭС. В 2018 году атомные станции (филиалы «Росэнергоатома») выработали рекордное количество электрической энергии – 204,3 млрд кВт • ч, что на 0,7% больше, чем в 2017 году. По состоянию на начало 2019 года доля атомной генерации в общем энергобалансе составляет около 19% всего объёма выработки электроэнергии в стране. Было введено в эксплуатацию 4,5 тыс. МВт мощностей, из них 2,2 ГВт – это мощности атомных электростанций (АЭС), 2,2 тыс. МВт – теплоэлектростанций (ТЭС).

В период 2018–2024 годов в базовом варианте развития экономики Российской Федерации темпы прироста промышленного производства составят ежегодно в среднем 3%. В среднесрочной перспективе в структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) будет по-прежнему характеризоваться устойчивостью функционирования.

С учётом прогнозируемого развития экономики страны производство электроэнергии к 2021 году намечается в объёме 1 129,0 кВт • ч. Электропотребление внутреннего рынка увеличится до 1 118,1 млрд киловатт-часов (рост 3,1% к 2017 году). К 2024 году производство электроэнергии намечается в объёме 1 163,1 млрд кВт • ч, электропотребление внутреннего рынка увеличится до 1 194,1 млрд кВт • ч (рост 6,5% к 2017 году). Несмотря на то, что основную нагрузку по производству электроэнергии в 2021 году продолжат нести тепловые электростанции, в структуре производства электроэнергии доля ТЭС уменьшится с 64,4% в 2017 году до 63,1% в 2021 годуИсточник: Минэкономразвития России..

Основными системными проблемами, сдерживающими развитие электроэнергетики, являются высокий износ основных фондов, наличие перекрёстного субсидирования между группами потребителей, а также отсутствие конкурентного рынка тепла.

За период 2016–2018 годовИсточник: АО «СО ЕЭС». увеличение установленной мощности электростанций ЕЭС России за счёт вводов нового, а также модернизации действующего генерирующего оборудования электростанций составило 13,6 ГВт. За аналогичный период выведено из эксплуатации генерирующее оборудование электростанций ЕЭС России суммарной мощностью 7,2 ГВт.

Установленная мощность МВт
Источник: Системный оператор Единой энергетической системы, [Электронный ресурс] (дата обращения: 29 марта 2019 года)
Динамика выработки электроэнергии в ЕЭС Российской Федерации  млрд кВт • ч
Показатель 2016 2017 2018 Изменение 2017/2018, %
Выработка электроэнергии, всего 1 048,5 1 053,9 1 070,9 1,6
в том числе:
ТЭС 673,7 671,3 681,8 1,6
ГЭС 178,3 178,9 183,8 2,7
АЭС 196,4 202,9 204,4 0,7
ВИЭ 0,01 0,1 0,2 66
Электростанции промышленных предприятий 0,1 0,6 0,8 33
Потребление электроэнергии 1 026,9 1039,9 1 055,6 1,5

Источник: Системный оператор Единой энергетической системы, [Электронный ресурс] (дата обращения: 29 марта 2019 года)

Доля Группы «Интер РАО» на рынке

МЕСТО ГРУППЫ «Интер РАО» СРЕДИ ГЕНЕРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВВОДУ НОВЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МОЩНОСТЕЙ (ДПМ) НА 31 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА ГВт
МЕСТО ГРУППЫ «ИНТЕР РАО» СРЕДИ ГЕНЕРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫВОДУ НЕЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ НА 31 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА ГВт
Место Группы «Интер РАО» в газовой и угольной генерации Российской Федерации на 31 декабря 2018 года

Источник: пресс-релизы компаний
Доля Группы «Интер РАО» в генерации электроэнергии в России в 2016–2018 годах млрд кВт • ч
Доля Группы «Интер РАО» в генерации тепловой энергии в России в 2016–2018 годах тыс. Гкал
Доля сбытового сегмента Группы на российском рынке млн кВт • ч

Ключевые законодательные инициативы, регулирующие деятельность на рынке:

  • Перенесён срок лицензирования энергосбытовой деятельности.
  • Принят закон о развитии систем интеллектуального учёта электрической энергии.
  • В Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие переход на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями.
  • В Федеральный закон «О рекламе» внесены изменения, ограничивающие размещение рекламы на платёжных документах за жилищно-коммунальные услуги.